10 мифов о мозге

07-11-2015
10 мифов о мозге

1. Мы используем только часть возможностей мозга

Мы используем только часть возможностей мозга

В 1907 году знаменитый психолог Уильям Джеймс заявил: "Мы используем только небольшую часть наших возможных психических и физических ресурсов." Журналист позже исказил его слова так, что получилось будто средний человек достигает только 10 процентов его умственных способностей. Сканирование мозга, однако, показывает, что мы используем каждую часть этого органа, хотя и не все регионы сразу. Вот почему повреждение любой области мозга, например, после инсульта, как правило, приводит к психическим и поведенческим расстройствам.

2. Прослушивание классической музыки младенцами делает их умнее.

Прослушивание классической музыки младенцами делает их умнее.В штатеДжорджия, США начали распространять музыкальные компакт-диски с классической музыкой семьям новорожденных в 1998 году. Каждый CD нес на себе сообщение от губернатора: "Я надеюсь, что и вы, и ваш ребенок получат удовольствие от прослушивания и что ваш малыш будет расти умным." Сентиментальная часть послания, конечно, трогательна, но вот «Эффект Моцарта» - сомнителен. Идея эта возникла из исследования 1993 года в Калифорнийском университете в Ирвине, которое показало, что 36 студентов лучше прошли тест на IQ после прослушивания Моцарта, нежели после упражнений на расслабление или сидения в тишине. Но никто так и не подтвердил эти результаты. На самом деле, в 1999 году Гарвардский университет представил обзор 16 аналогичных исследований — в результате, пришли к выводу, что «Эффекта Моцарта» не существует.

3. Нервные клетки у взрослых не обновляются

Нервные клетки у взрослых не обновляютсяВзрослые крысы, кролики, и даже птицы могут выращивать новые нейроны, но за 130 лет, ученые не смогли выявить роста новых клеток мозга у взрослого человека. Все изменилось в 1998 году, когда шведская команда показала, что новые клетки мозга образовываются в гиппокампе, структуре, которая участвует в хранении воспоминаний. Затем, в 2014 году, команда из Каролинского института в Швеции измерила остатки углерода-14 в ДНК ,как способ датировать возраст клеток, и подтвердила, что полосатое тело, область, которая участвует в контроле моторики и познания, также производит новые нейроны в течение всей жизни. И хоть процесс этот довольно медленный, тем не менее, нервные клетки постоянно восстанавливаются.

4. Мужской мозг биологически лучше подходит для математики и науки, женский мозг для сочувствия.

Мужской мозг биологически лучше подходит для математики и науки, женский мозг для сочувствия.Есть небольшие анатомические различия между мужским и женским мозгом, это несомненно. Гиппокамп, участвующий в формировании в памяти, как правило, больше у женщин, в то время как миндалевидное тело, участвующие в создании эмоций, больше у мужчин.(Противоположное тому, что вы ожидаете от этого мифа.) Но данные исследований свидетельствуют о гендерных различиях скорее из-за культурных факторов, а не биологических. Например, в 1999 году, психологи из Университета Ватерлоо в Онтарио дали женщинам и мужчинам трудные тесты по математике. Женщины показали меньшие результаты, даже если у них с математикой было все неплохо. Но после того, как перед тестом было сказано, что предыдущие результаты не выявили никаких гендерных различий — результаты были одинаковы с мужскими.

5. Кома — это как сон: вы просыпаетесь здоровыми и хорошо отдохнувшими

Кома — это как сон: вы просыпаетесь здоровыми и хорошо отдохнувшимиВ фильмах кома выглядит безвредно: ухоженный пациент лежит в постели в течение нескольких месяцев, и просыпается полностью адекватным, и казалось бы, даже невредимым. В реальной жизни, те, которые выходят из комы, часто находятся в тяжелом состоянии и нуждаются в реабилитации. Сканирование мозга показывает, почему так. Ученые Национального центра научных исследований Франции, в 2012 году, показали, что высоконагруженные участки мозга — обычно яркие на сканах здоровых людей центры нервной деятельности, даже во время сна, - устрашающе темные у тех, кто в коме (в то время как другие области необъяснимо спонтанно загораются). Также большинство ком длится не более двух - четырех недель.

6. Разгадывание кроссвордов улучшает память

Разгадывание кроссвордов улучшает памятьНейрофизиологи обнаружили, что разгадывание кроссвордов делает вас - барабанная дробь – лучше в разгадывании кроссвордов. Проведенное в 2011 году исследование, во главе с учеными из колледжа медицины имени Альберта Эйнштейна, показало, что решение кроссвордов первоначально задержало начало упадка памяти у лиц в возрасте от 75 до 85, но затем этот спад ускорился (по неизвестным пока причинам), как только человек показал первые признаки деменции. Большинство нейробиологов согласны с тем, что нет никакого вреда в подобной деятельности. Но не ожидайте того, что это сделает вас каким-то образом лучше или умнее — того же результата можно ожидать от поиска ключей перед выходом из квартиры.

7. Студенты учатся лучше, когда способ преподавания по стилю соответствует их стилю обучения

Студенты учатся лучше, когда способ преподавания по стилю соответствует их стилю обученияУтверждали ли вы, что уроки вам даются легче, если они представлены в визуальной, или наоборот — в вербальной форме? Жаль вас расстраивать, но нет никаких оснований полагать, что один способ обучения лучше другого. В 2006 году психологи из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре обнаружили, что студенты не выполняют лучше тесты, даже если материал предлагался в форме, которую они сами выбрали. И в 2009 был обширный обзор - не найдено никаких исследований, отстаивающих популярное заявление, как среди преподавателей, так и студентов о том, что форма выкладывание материала и стиль восприятия нового у ученика, должны соответствовать. Тем не менее, есть общие принципы, при которых каждый может лучше учиться: через повторение, тестирование, и разбиение на интервалы сессий обучения.

8. Алкоголь убивает клетки мозга

Алкоголь убивает клетки мозгаОщущение опьянения, что вы получаете после трех или четырех стаканов вина, возникает не от того, что клетки головного мозга погибают. Когда ученые института Bartholin в Дании сравнили мозги умерших алкоголиков и неалкоголиков, они обнаружили, что общее число нейронов одинаково в обоих случаях. Алкоголь, как и другие вещества, может убивать клетки мозга при высоких дозах (особенно чувствительны клетки мозга развивающихся плодов), но умеренное употребление алкоголя не оказывает такого разрушающего влияния. Он мешает нейронам общаться, а это влияет на способность выполнять такие задачи, как ходьба, речь, и принятия решений. Но вы это и сами уже знаете.

9. Экстрасенсорные способности научно доказаны

Экстрасенсорные способности научно доказаныЭкстрасенсорные способности (ESP), или так называемое шестое чувство, как феномен, могут быть прослежены до эксперимента в 1930 году. Джозеф Бэнкс Рейн, ботаник из Университета Дьюка, утверждал, что некоторые люди, которым была показана пустая сторона карты, могут угадать символ, напечатанный на задней стороне (предположительно, читая мысли у лица, осуществляющего проверку). Хотя ни один другой тип теста не дал никаких доказательств ESP, миф живет. Отчасти благодаря ЦРУ, которые проводили эксперименты ,по привлечению к сбору разведывательных данных с помощью «психо» шпионов во время холодной войны. «Властители умов» закрыли эту психическую сеть в 1995 году, когда, наконец, пришли к выводу, что ESP не является оружием или даже вообще существует.

10. Некоторые люди обладают логическим строением ума (левосторонние), другие — творческим (правосторонние)

Некоторые люди обладают логическим строением ума (левосторонние), другие — творческим (правосторонние)В 1960 году Роджер Сперри, нейропсихолог из Калифорнийского технологического института, перерезал волокна, соединяющие два полушария мозга у нескольких больных эпилепсией, чтобы уменьшить или даже полностью устранить припадки. Затем он провел эксперимент, показывая мигающие изображения букв, яркие вспышки лампочек, и другие стимулирующие раздражители, поочередно в левый и правый глаза пациентов. Сперри обнаружил, что левое полушарие мозга лучше обрабатывает вербальную информацию, а правое полушарие - визуальную и пространственную. На протяжении многих десятилетий эти выводы неверно толковались, особенно в книгах посвященных саморазвитию. Нет никаких доказательств в поддержку типов личности на основе доминирующих полушарий, но есть много доказательств, чтобы опровергнуть это: в 2012 году, например, психологи из Университета Британской Колумбии обнаружили, что творческое мышление активирует обширную нейронную сеть, не отдавая предпочтения какой-либо стороне головного мозга.