Получено первое в истории изображение формирование новых нейронов во взрослом мозге

11-03-2016

Что имеем - не храним, потерявши - плачем

Человек не рождается со всеми своими клетками мозга: в некоторых частях вашего мозга, новые нейроны формируются на протяжении всей вашей жизни. Изображение, полученное во время экспериментов на мышах, это первый раз, когда мы можем видеть новые нейроны, растущие в живом мозге.

Мы привыкли думать, что наш мозг был полностью сформирован при рождении, но в последнее время было доказано, что новые нейроны формируются и растут с течением времени. Большинство из них появляются в гиппокампе - части головного мозга, которая помогает вам узнавать и запоминать вещи.

Но мы никогда не видели самого процесса. В настоящее время исследователи из медицинского центра Колумбийского университета в Нью-Йорке имплантировали крошечный микроскоп в мозг живых мышей, чтобы зафиксировать процесс роста нейронов. Вы можете увидеть их на изображении как светящиеся красным цветом клетки.

Новые нервные клетки в гиппокампе взрослой мыши(выделены красным цветом)

В серии экспериментов, в которых команда смогла деактивировать новые клетки мозга, используя сфокусированный свет, ученые обнаружили, что они появляются, чтобы помочь в обработке определенных типов памяти, которые помогают животным проводить дифференциацию новых воспоминаний. Команда считает, что понимание этих механизмов может иметь последствия для лечения депрессии и шизофрении.

Регенерация нейронов: перспективы

В общебиологическом плане важно, что образование и дифференцирование новых нейронов, рост и регенерация аксонов в центральной нервной системе не исчезают в фило- и онтогенезе, а сохраняются и у взрослых млекопитающих, включая обезьян и человека. Однако большинство нейронов и их аксонов образуется пренатально, во взрослом мозге эти процессы происходят в меньшей степени и пока обнаружены лишь в определенных зонах мозга. Во всех случаях нейрогенез происходит по пути: НСК прогениторы - предшественники -> зрелые нейроны, астро- и олигодендроциты.

Аксоны растут и регенерируют не только в периферической, но и в центральной нервной системе. Эти процессы эффективно регулируются нейротрофическими и общими факторами роста клеток. Новые факты открывают заманчивые перспективы для медицины. Они порождают надежды на разработку реального лечения нейротравм, нейродегенеративных заболеваний , а также последствий нейроинтоксикаций, включая алкоголизм и наркомании.

Естественно, это требует большой исследовательской работы.